суббота, 19 декабря 2009 г.

Жизнь вредная штука. От нее умирают...



Если я не ошибаюсь, один из слоганов Saab предлагал "летать самолетами Saab". Хотя речь, конечно же, шла об автомобилях - авиационная тематика была присуща этой шведской марке на протяжении всей ее истории.
Вчера, судя по всему, Saab «прилетел». Совсем.
Самобытную фирму, автомобили которой любят по обе стороны океана, так и не сумели вывести из штопора, в который она попала... Если вдуматься, дела у парней из Трольхэттана не ладились с самого начала этого десятилетия. Но лет 5 назад картина стала совсем удручающей.



 Тогда, на волне популярности SUV'ов, было принято решение ввести в гамму Saab модель, которая позволила бы бороться за покупателя в этом рыночном сегменте. Новинке дали индекс 9-7х. А поскольку скромные продажи моделей 9-3 и 9-5 не позволяли иметь нормальный бюджет на комплекс НИОКР, новичок был получен методом "панацеи от всех бед" - я имею в виду "бэйдж-инжиниринг", которым в 90-х и в самом начале 2000-х увлекались многие автопроизводители. Суть его в том, что одну и ту же модель продают под разными названиями и марками - с небольшими различиями во внешности и интерьере. Моторы, коробки передач, подвески никто не трогает - иначе никакой экономии не получится. А ведь смысл игры с «бэйджами»/«шильдиками» - как раз в том, чтобы продать как можно больше авто идентичной конструкции под разными названиями. Представляете, какая экономия – разработать одну модель вместо двух-трех?
Вот Saab 9-7 как раз представлял собой продукт бэйдж-инжиниринга, поскольку представлял собой перелицованный Chevrolet TrailBlazer (получить такого "донора" было несложно: шведская фирма давно находилась под крылом General Motors, владельца марки Chevrolet).
Для меня было совершенно непонятным решение запустить в производство нечто под индексом 9-7. Но еще большей загадкой стал выпуск Saab 9-2 - перелицованной... Subaru Impreza.



Маркетологи с дорогим образованием то ли нарочно загоняли шведов в пике, то ли наняты были откровенные неудачники. Потому что думать, что фирма с объемом выпуска около 100 тысяч авто в год с помощью 9-7 и 9-2 сразу станет выпускать 500.000 авто - значит заведомо идти на самообман. Речь ведь - не о ширпотребе вроде Chevrolet или VW. К Saab нужен был особый подход - к примеру, имея в линейке GM такую модель, как Opel Speedster можно было бы попробовать возродить Saab Sonet. Особых заработков на нишевой модели, понятно, не было бы, но вот 9-3 и 9-5 получили бы неплохое подспорье в построении "самолетной" легенды - и наверняка импульс в продажах, который был нужен как воздух...
В конце августа этого года миру представили новый 9-5, потрясающе передающий дух прежних Saab. Он вселял надежду, что шведы все-таки выберутся из своего "штопора".



 В 60-х Saab 99, созданный Сикстеном Сасоном, стал вехой для этой марки, а новый 9-5 внешне - это гениально переосмысленный 99: команда под руководством Саймона Пэйдиана проделала потрясающую работу. Как мне кажется, это одна из наиболее удачных реинкарнаций легендарных моделей! А списывать со счетов историю - как минимум поспешный ход.
А ведь кроме внешности у 9-5 2010MY очень достойная платформа и интерьер, который наконец-то вновь вызывает искреннюю симпатию, а не заставляет ностальгировать по прежним "настоящим Saab". Ну, по меньшей мере мне так кажется...
Я очень надеюсь, что решение прекратить существование бренда Saab все еще не окончательное. Что найдутся инвесторы, понимающие, какие автомобили можно выпускать под этой маркой - и что эти автомобили будут находить своих владельцев.



 

Так было - и времена успеха вполне можно вернуть. Нужны лишь люди, чувствующие, что такое Saab. И знающие, как воплотить свои ощущения в металле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий