четверг, 1 октября 2009 г.

Доктор Z и трехлучевая звезда (ч.2)


«Сделка века» - слияние Daimler и Chrysler – оставалась таковой недолго: уже в 2000-м году во всем мире заговорили о рыночных просчетах, допущенных руководством обеих фирм. Но спросите себя: верю ли я в то, что один из крупнейших в мире автопроизводителей оказался нежизнеспособным только лишь из-за того, что переоценил потенциал рынка?

Эксперты, журналисты и рядовые покупатели провели массу времени в спорах по одному из самых главных вопросов нашего времени: кто должен главенствовать в мире моторов?
Мнений, собственно, всего два. Одни считают, что бал должны править маркетологи, знающие, кто и почему покупает те или иные авто. И в этом – весь секрет наиболее успешных продаж. Другие полагают, что поскольку автомобиль создается инженерами, именно они знают, какие узлы, агрегаты и системы необходимо устанавливать, чтобы модель приобрела характеристики, необходимые для успеха на рынке.
Похоже, сегодня мы с вами наблюдаем крах модели развития, предложенной маркетологами. Банкротство Chrysler (а затем и GM) – результат не столько ошибок в прогнозах продаж, сколько итог следования философии «высокие объемы продаж любой ценой». Чего только стоит «бедж-инжиниринг» - получивший широкое распространение прием, когда упор делался на внешние различия между моделями, хотя с точки зрения технических решений это был один и тот же автомобиль. Такое «клонирование» обходилось в разы дешевле, чем полномасштабные исследовательские работы, и позволяло при разработке одной новой машины иметь в линейке моделей целую россыпь авто. Казалось бы, гениальное решение!
Но что же в таком случае произошло с продажами Chrysler к 2000-му году – т.е. к тому моменту, когда в Новый Свет командировали Дитера Цетше с единственной целью: спасти Chrysler? И это всего через 2 года после появления на свет «потрясающе перспективного» концерна DaimlerChrysler! Что же загнало одну из крупнейших автомобильных фирм в мире в глубочайшее пике?
Тезис первый: маркетологи свято уверовали в свою способность предугадывать, чувствовать вкусы покупателей, совершенно забыв одну из «заповедей» великого Генри Форда, которая гласит: если у вас хороший товар, вы можете и не быть хорошим продавцом. Конечно, сейчас уметь продавать – объективная необходимость. Но уровень применяемых решений и контроль качества конечной продукции – это основа основ.
Тезис второй: маркетологи предпочли угадывать и чувствовать вкусы покупателей вместо того, чтобы формировать их. Разницу ощущаете?
В этом свете очень символичен факт командировки в Штаты именно Дитера Цетше. Его краткая биография в первой части этого материала позволяет понять, что спасать Chrysler (т.е. по сути – весь концерн) отправили не специалиста по рекламе и не финансиста до мозга костей. Нет, в Детройт приехал человек, начинавший свою карьеру в Mercedes с исследовательских работ. Т.е. прежде всего - высококлассный инженер. И потому Цетше, хорошо разбираясь в таком деликатном вопросе, как продажа нового автомобиля, отдавал себе отчет в том, что модельный ряд Chrysler (а в него, кроме самой марки Chrysler, входили Dodge, Jeep и Plymouth) требовал тщательнейшего внимания. Причем, не с точки зрения «что хочет покупатель: кондиционер или климат-контроль», а с позиций принципиально иного подхода к конструкции всего автомобиля.
Но неужели будущие проблемы с автомобилями американского подразделения видел только Цетше?
Здесь нужно сделать отступление от основной темы.
«Архитектором» грандиозного здания под названием DaimlerChrysler был Юрген Шремпп, возглавивший Daimler-Benz в 1995-м году. Интересно, что до этого герр Шремпп руководил аэрокосмическим подразделением Daimler-Benz. На этом посту он успел отличиться крайне несчастливой историей с приобретением голландской компании Fokker, которую Шремпп звал «мое любимое детище». В 1993-м голландцы вошли в состав Daimler-Benz , а к 1996-му году немцы решили прекратить субсидирование «любимого детища» Шремппа. Впоследствии Fokker обанкротился.
Возглавив Daimler-Benz, Шремпп приложил немало усилий для создания в 1998-м году концерна DaimlerChrysler, который он называет «браком, заключенным на небесах». Но одного «благословенного союза» ему было мало, и в 2000-м году немецко-американский гигант расширяется на восток. Глобализацию Юрген Шремпп буквально боготворит, и потому убеждает совет директоров в необходимости приобретения 37 % акций японской Mitsubishi Motors. Тогда же концерн становится держателем 10,5%-го пакета акций корейского Hyundai Motor Co. Весь мир с изумлением наблюдает за этой рыночной экспансией: начинает казаться, что на наших глазах рождается лидер авторынка XXI века. Шутка ли, над созданием платформ, двигателей, трансмиссий будут работать немцы, американцы, японцы, корейцы… Какой потенциал!
Однако, ситуация в концерне стала развиваться в точности по Крылову: «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Реальность постепенно вносила свои коррективы - и возможно, уже тогда высшее руководство DaimlerChrysler осознало, что истинные цели и возможности у Chrysler, Hyundai, Mercedes и Mitsubishi были совершенно разными.
А теперь вернемся к ситуации в Chrysler, сложившейся к концу 2000-го года: тогда Шремпп уже знал, что по итогам трех кварталов американское подразделение потеряло больше полумиллиарда долларов – и было ясно, что это только начало. Из-за этого прогнозы по прибыли концерна были понижены (что отразилось на стоимости акций концерна), президент американского подразделения Джеймс Холден (James Holden) уволен, а вместо него назначен Дитер Цетше.



Едва очутившись в Детройте, Цетше наверняка сразу понял, что Chrysler Group способен похоронить все надежды на успешную работу всего концерна. К слову, инвестиционные банкиры из Goldman Sachs (который был финансовым советником сделки в 1998-м году) к тому времени тоже не питали иллюзий относительно перспектив альянса: уже в конце 2000-го они оценили ситуацию на североамериканском рынке новых автомобилей как «в высшей степени неопределенную», а финансовые показатели Chrysler - как «все более ухудшающиеся».
Интересно, сколько из тех парней, что определяют в Goldman Sachs перспективность инвестирования, разбираются в конструкции автомобиля? И сколько знало об автомобильных предпочтениях американцев? Такое впечатление, что никто. Потому что будь иначе, даже обладая элементарными знаниями об успехах таких японских марок, как Acura, Infiniti, Lexus можно было сказать: успехи японцев – не случайность.
Пресловутое качество – это только один из критериев выбора, которыми пользовались американцы. «Японцы», помимо качества, предлагали другой уровень техники не только в моделях названных премиум-брендов, но и в привычных Toyota или Honda. И те американцы, которые становились владельцами автомобилей made in Japan, несмотря на пресловутую любовь к звездно-полосатому, вполне трезво оценивали способности американских компаний разрабатывать авто, в целом сопоставимые с «японцами». Audi, BMW, Mercedes тоже были явно лучше – и это было видно по динамике продаж: в то время, как продажи «большой тройки» падали, объем продаж конкурентов рос.
Автопром США, любимый огромным количеством людей во всем мире, умирал. Но тогда в это отказались верить, хотя складывающуюся ситуацию трудно было трактовать двояко. К примеру, в 2001-м ради снижения издержек Chrysler упразднил легендарную марку Plymouth, и это было символично: значительная часть американского рынка убедилась в превосходстве японской и европейской техники, все более актуальной становилась экономичность. И с этим нужно было считаться.
Каким образом аналитики из Goldman Sachs просмотрели эту тенденцию? Ведь она не появилась внезапно, она вызревала и набирала силу с начала 90-х. Почему на ее фоне Юрген Шремпп был непоколебимо уверен в успехе создания DaimlerChrysler?
Возможно именно потому, что и Шремпп, и белые воротнички из Goldman Sachs ежедневно ездили на Mercedes, Cadillac, Jeep или Acura, не вникая в принципиальные различия в подходах к их конструированию. В классическом «Wall Street» герой Майкла Дугласа говорит: «я не создаю никаких ценностей, я владею» - и он четко понимал, что и как делает. В ситуации с DaimlerChrysler все было наоборот: в совете директоров концерна были уверены, что являются созидателями, но, судя по всему, слабо представляли себе истинную суть происходящего – и не владели ситуацией.
Сразу по прибытии в Новый Свет Цетше создал план реструктуризации, предусматривавший выход к 2003-му году на безубыточную работу. Добиться серьезного снижения издержек предполагалось за счет обновления модельного ряда, сокращения используемых платформ и достижения соглашения с поставщиками о снижении цен на комплектующие. Более активной должна была стать совместная работа между Chrysler, Mercedes-Benz и Mitsubishi в направлении использования общих компонентов. Т.е. работа шла по всем фронтам. Не обошлось и без весьма болезненных мер: «план возрождения» предусматривал увольнение 26-ти тысяч сотрудников и закрытие 6-ти заводов.
В 2003-м году, который по плану Цетше должен был стать переломным, в одном из своих интервью глава DaimlerChrysler Юрген Шремпп выразил недовольство развитием экономики Западной Европы. Для тех, кто следил за состоянием дел, это выглядело как насмешка над проблемами, которые стояли перед концерном в целом. Грех было жаловаться на европейский рынок, который позволял вытягивать всю транснациональную махину! А вот у покупателей поводы жаловаться на продукцию штуттгартской марки появились: ресурсы Daimler стремительно таяли, а вслед за ними - и качество автомобилей.



Наиболее решительные меры были предприняты в мае 2004-го, когда стало ясно, что пришло время спасать репутацию Mercedes, а заодно – и обеспечить возможность проведения дальнейших «лечебных процедур» Chrysler. Продажа 10,5% акций Hyundai Motor Co., а затем и пакета в Mitsubishi Motors Corp. по сути означала провал плана Юргена Шремппа по созданию суперконцерна. Летом 2005-го года самый высокооплачиваемый менеджер Германии был вынужден подать в отставку (и неплохо на этом заработал, продав подорожавшие (!!!) после его ухода акции).
Интересно, что в том же году дебютировал Mercdes R-Klasse, появление которого для многих стало своеобразным символом неопределенности, царившей в концерне последние несколько лет. Люксовый однообъемник слишком явно выдавал проблемы, возникшие у немецко-американского предприятия, и откровенную нехватку денег у Mercedes, зарабатывать которые приходилось без разбора во всех рыночных нишах. А поклонники марки не привыкли видеть подобную бестолковую суету…
Спустя несколько месяцев пост главы DaimlerChrysler занял доктор Цетше, что было совершенно логично. К концу 2005-го года его репутация была неоспорима, поскольку несмотря на неудачу 3-летнего плана по выводу Chrysler из кризиса, Цетше все же сумел стабилизировать ситуацию, а по итогам 3-х кварталов 2005-го года стало известно о росте продаж американского отделения. Итоги 2005-го года и вовсе произвели фурор: чистая прибыль концерна DaimlerChrysler AG за 2005-й год выросла на 15,4% и составила 2,846 млрд евро.
Автомобильная промышленность всего мира – и особенно Германии – восприняла новое назначение Цетше с оптимизмом. С момента возвращения в Европу он много времени проводил на головном предприятии Mercedes в Штуттгарте, а это явно говорило о том, что инженерно-производственной деятельности вновь будет уделяться первоочередное внимание.
Впрочем, возглавив весь концерн, Дитер Цетше прекрасно понимал, что Chrysler по-прежнему требует поддержки. И потому пошел на оригинальный шаг: лично снялся в рекламе автомобилей Chrysler Group. Серия со вкусом сделанных роликов называлась «спроси доктора Z» - и наглядно, с юмором демонстрировала передовые немецкие технологии, примененные в конструкции обновленной продукции Chrysler Group.
2006-й год ушел на «отладку» концерна. В своем интервью немецкому информационному каналу DW Цетше кратко сформулировал задачи так: «В целом принцип должен быть один: наименьшие затраты - максимальный результат. Подразумеваются не только кадровые сокращения: пришло время придать стройность процессам и структурам - в проектных отделах, на производстве и в сбыте». Т.е. с возвращением доктора Z в Европу реорганизация продолжалась. Такую стойкость в борьбе с обстоятельствами отметил журнал «Time», включив в 2006-м году Дитера Цетше в свой рейтинг «100 самых влиятельных людей»



Однако, несмотря на все усилия, результаты 2006-го года могли порадовать лишь немецкую часть концерна: проблемы с реализацией Maybach и хронически убыточный Smart не помешали росту продаж и выручки Mercedes Car Group. А у Chrysler Group финансовые показатели опять пошли вниз. Очередной план реструктуризации подразумевал сокращение 13-ти тысяч рабочих, закрытие заводов и сокращение объемов выпуска автомобилей; в течение 2007-го года на «оздоровление» планировалось потратить порядка 1 млрд евро, но все это было лишь «еще одной главой в истории». Главное, что тогда, в феврале 2007-го, Цетше допустил возможность поиска новых партнеров для убыточного подразделения DaimlerChrysler. По сути это означало решение о продаже Chrysler. Франкфуртская биржа немедленно отреагировала на такое «допущение» ростом цен на акции концерна.
Можно только догадываться, чего стоило это решение доктору Z. Но оно было единственно верным. Ведь за то время, что было потрачено на «воскрешение» Chrysler, конкуренты в лице Audi и BMW догнали, а в чем-то и перегнали Mercedes по техническому уровню и имиджевой составляющей. В этих условиях борьба за клиента давалась штуттгартской фирме все тяжелее. Чтобы вернуться на позиции безоговорочного лидера в премиум-сегментах тех классов, где была представлена трехлучевая звезда, требовалась максимально возможная концентрация всех ресурсов. Промедление могло окончательно отбросить Mercedes на второй план. Поэтому продажа американского подразделения была неизбежна.
В мае 2007-го года было официально объявлено о том, что Chrysler Group будет продан частной инвестиционной компании Cerberus Capital Management LP. Когда стали известны подробности сделки, стало понятно, что нелегкий шаг принес максимальную выгоду: Daimler получил за 80,1% акций Chrysler $7,4 млрд (19,9% акций до апреля этого года оставалось за немецкой стороной, но весной и они были проданы нью-йоркскому фонду). Но главное – Cerberus взял на себя все обязательства Chrysler по пенсионному и медицинскому страхованию своих работников. А они ориентировочно оценивались в 18 млрд долларов…
После продажи Chrysler «новый» немецкий концерн получил название Daimler AG – и приступил к возврату утраченных позиций. Шаги, предпринятые руководством, однозначно говорят о том, что инновации и качество автомобильных продуктов вновь стали для Daimler приоритетными. Так, «непрофильные» активы в виде акций аэрокосмического концерна EADS были ощутимо сокращены. Для обеспечения лидерских позиций в будущем ведется работа сразу в нескольких направлениях. Но основной упор делается на автомобили с гибридными и альтернативными источниками энергии. Интересно, какие дивиденды принесут инвестиции почти 50-ти миллионов долларов в Tesla Motors - американского производителя спортивных электромобилей. Это сотрудничество в русле общемировых тенденций: постройку моделей на электрической тяге сегодня охотно финансируют правительства стран ЕЭС, Китая, США, Японии…
Понимают в Daimler и опасность, связанную с возможностью поглощения: после «развода» с Chrysler концерн ощутимо потерял в промышленно-финансовом весе, став лакомым кусочком для ряда индустриальных конгломератов. Угроза извне привела к необходимости укрупнения бизнеса, поэтому неудивительно, что последние несколько месяцев автомобильный мир лихорадит от новостей о слиянии Mercedes и BMW. Станет ли такой альянс реальностью, пока не могут сказать даже в Штуттгарте и Мюнхене. Ясно одно: объемы производства и реализации автомобилей этих независимых фирм заставляют балансировать на рынке среди таких монстров, как Volkswagen или Toyota.
Спад продаж, вызванный экономическим кризисом, еще более обостряет эту борьбу. И хотя меры по стимулированию спроса на машины, предпринятые правительствами ряда стран (и в первую очередь – Германии), сейчас дают результаты, но не ясно, как поведет себя рынок в долгосрочной перспективе.
На этом фоне интересно выглядят наработки Daimler в области недорогих компактных и экономичных моделей: недавний ощутимый всплеск спроса на Smart доказал, что в концерне недаром 10 лет мирились с убытками, которые несла эта марка. Не стоит забывать и о том, что в свое время Chrysler совместно с Chery разработали модель A1, которую планировалось продавать под маркой Dodge и которая известна нам сейчас как Chery Kimo. А ведь к 2012-му году Еврокомиссия требует снизить выбросы углекислого газа до 120 г/км, для чего двигатель должен расходовать порядка 5 л/100 км…
Но, безусловно, главное для концерна – как можно быстрее выйти из нынешнего непростого положения. Хотя, по итогам первого квартала этого года, убытки составили около 1,3 млрд евро, в Daimler AG демонстрируют образцовую выдержку. Судя по всему, сейчас руководство хорошо понимает всю сложность ситуации – и принимает пусть не самые популярные, но выверенные решения. Сокращение рабочего времени, зарплат и премий сотрудников коснулось буквально каждого - от рабочих до топ-менеджмента. Были пересмотрены сроки вывода на рынок нишевых моделей: E-Klasse Сabrio появится не осенью этого года, а весной 2010-го; стильный 3-дверный Shooting Brake на той же агрегатной базе – не к 2011-му году, а в 2012-м. При этом доктор Цетше остается верен своему инженерному гению: его политика борьбы с кризисом предусматривает экономию на всем, кроме исследований и перспективных разработок, на которые в течение 2009-2010-х гг. планируется потратить более 10-ти млрд евро.
Такая четкая последовательность действий уже приносит свои плоды: доходы от реализации нового Mercedes E-Klasse (W212), очень своевременно выведенного на рынок, позволяют немецкому концерну чувствовать себя сейчас уверенней, чем несколько месяцев назад.



И конечно, глава Daimler AG уделяет огромное внимание наиболее перспективному на сегодня китайскому рынку, опередившему рынки США и Германии. Поэтому именно в Поднебесной Daimler ищет потенциальных инвесторов, которые могли бы войти в состав акционеров концерна. Что касается стратегии продаж в Китае, Mercedes намерен по-прежнему ориентироваться на премиумный сектор рынка. И тут очень показателен спрос на флагманский S-Klasse, который сейчас продается в Китае лучше, чем в какой-либо другой стране.
Так что, хладнокровность и безграничная вера доктора Z в трехлучевую звезду снова сделают свое дело? Вполне вероятно, ведь авторитет этого человека сегодня просто неоспорим: даже самые жесткие его решения и высказывания не вызывают шквальной критики. И если Цетше говорит, что Daimler будет экономить – значит, другого выхода нет. Ведь в Германии дорожат Mercedes в той же степени, в какой этой маркой дорожит сам доктор Z. И еще здесь хорошо понимают, что с Дитером Цетше штуттгартской фирме просто невероятно повезло: преданность, помноженная на редкий профессионализм, по нынешним временам – просто бесценные качества.

Доктор Z и трехлучевая звезда


Агония Chrysler - одного из крупнейших в мире автопроизводителей - длилась без малого 10 лет, в течение которых реанимировать компанию пытались дважды. В сухом остатке этих попыток – убытки, исчисляемые десятками миллиардов долларов и… один из феноменов современного менеджмента: человек, не сумевший спасти Chrysler Group, по-прежнему остается одной из самых влиятельных фигур в мировом автомобилестроении.


Его зовут Дитер Цетше (Dieter Zetsche). Ныне он – глава группы Mercedes-Benz Cars и председатель совета директоров концерна Daimler AG. Внешне типичный немец, он исключительный специалист в своей области. Звезда нашумевшей в США рекламной компании; «человек семьи», прошедший на посту главы одного из ведущих автопроизводителей через крушение надежд… По-другому его можно кратко отрекомендовать так: человек, работающий на благо трехлучевой звезды вот уже 33 года.

Он родился 5 мая 1953 года в Турции, где его отец-строитель возводил плотину. Впрочем, образование будущий глава Mercedes получал в Германии, где к 1976 году закончил университет в Карлсруэ. В том же 76-м пришел в Daimler-Benz, став сотрудником исследовательского отдела. Через пять лет он становится помощником главного инженера департамента коммерческой техники, в 1982-м заканчивает докторантуру университета города Падерборн, а в 1989-м занимает должность руководителя Mercedes-Benz Argentina.

К тому моменту, когда в 1995-м году Daimler-Benz объявил о неслыханных убытках в размере $3 млрд., Цетше успел поруководить Freightliner Corp. (североамериканское «грузовое» отделение Daimler) и 3 года отработать главным инженером в отделе разработок департамента легковых автомобилей Mercedes-Benz AG. «Радостные» вести о миллиардных потерях в 95-м он делил со своими новыми коллегами из руководства департамента продаж.

Позже о нем будут говорить как о человеке, обладающем уникальным даром мотивированно вести людей за собой; на него будут возлагать надежды по выводу штуттгартской марки из лабиринта, в который Daimler AG попадет в конце 90-х… А тогда доктор Цетше только приближался к вершинам автомобилестроения - одной из формообразующих отраслей экономики Германии.

Итак, Дитер Цетше входит в число топ-менеджеров, отвечающих за продажи. За окном - 1995-й год, на который пришелся эпохальный для Mercedes дебют E-Klasse в кузове W210, ставшего всемирно известным (речь – о том самом «глазастом»). Тогда казалось, что автомобилисты сходят с ума: шквал критики от сторонников классического дизайна - и задыхающаяся от восторгов публика, севшая в «Mercedes новой эпохи». Но противоположность мнений не влияла на главный показатель: результаты продаж говорили о том, что в Штуттгарте создали бестселлер. Сдвоенные глаза-фары, появившиеся на дорогах Европы, Америки, Японии были лучшей рекламой для немецкой марки – и словно высматривали новых покупателей, помогая день за днем улучшать положение одного из крупнейших немецких концернов.

Только Богу – и самому Цетше – известно, скольких нервных клеток и бессонных ночей стоил ему случившийся в 1997 году скандал с Mercedes A-Klasse первого поколения, который (Mercedes, разумеется) шведские журналисты перевернули на тест-драйве в ходе выполнения маневра «переставка». Впрочем, тогда все 2600 автомобилей, проданных к моменту проведения теста, были оперативно отозваны для бесплатной доработки ходовой части.

Сложно сказать, сколько бы в прессе перемывали кости Mercedes из-за этого инцидента, не случись в самом конце XX-го века событие, потрясшее мир ничуть не меньше азиатского кризиса 90-х годов.

Глобализация сыграла с руководством Daimler-Benz злую шутку: в Штутгарте задумались о создании концерна общемирового масштаба.

Это сейчас легко говорить о том, что альянс Daimler-Benz и Chrysler Corp. - третьего по величине автопроизводителя Америки – был ошибкой с самого начала.
А в мае 98-го, когда было объявлено о слиянии этих автомобильных гигантов, финансисты, банкиры, аналитики, рядовые автовладельцы – словом, все, кто хоть что-то понимал в автомобильном рынке, замерли в восхищенном изумлении.

Заинтересованность компаний была взаимной: Daimler-Benz получал доступ на крупнейший в мире американский рынок, а Chrysler открывал для себя технические наработки немцев, что для американской компании было равносильно доступу к сокровищнице. По объему продаж новый концерн становился 5-м среди крупнейших мировых автопроизводителей, а в сегменте внедорожной техники DaimlerChrysler становился попросту недосягаем. Легендарные G-Klasse, Wrangler, Cherokee, Grand Cherokee – все они оказывались в перечне авто, производимых немецко-американским колоссом.

Итогом всего должна была стать объединенная дилерская сеть, в которой продавались бы
легковые автомобили Mercedes-Benz, Smart, Chrysler, Dodge, Jeep, а в грузовом секторе рынка честь концерна отстаивала бы мало-, средне- и крупнотоннажная техника Mercedes-Benz и Freightliner.

Немецкие технологии плюс перспективы «американских» объемов продаж – таков был готовый, казалось бы, рецепт успеха.

Сделка оценивалась в $35 млрд…

И все же в успех транснационального сотрудничества верили далеко не все. Прежде всего, среди сомневающихся значилось несколько знатоков автомобильного рынка, один из которых на заседании акционеров DaimlerChrysler так и сказал: приобретение Chrysler – это покупка лавки с рухлядью за сумасшедшие деньги.

Но Юрген Шремпп (предшественник Дитера Цетше на посту главы немецко-американского альянса) был непоколебим: немецкая сторона получила 57% акций промышленного объединения; обмен технологиями и методами управленческой деятельности, доступ на крупнейший в мире рынок – все это только лишь наиболее заметные из тех преимуществ, которыми обладает немецко-американский автогигант.

Если учесть опыт работы Дитера Цетше, неудивительно, что едва на Мерседесштрассе появились таблички «DaimlerChrysler», как г-н Цетше уже был членом правления концерна. И кто мог тогда предположить, что урок, который преподаст история в следующие несколько лет, будет стоить почти 30 миллиардов долларов.

Торговать акциями альянса начали в ноябре 98-го, а уже через год, когда пришло время подводить итоги уходящего 99-го, скептически настроенных аналитиков и экспертов не попрекал только ленивый: продано на 7% больше автомобилей (4,8 млн. шт.); оборот концерна увеличился по сравнению с 1998 годом на 12% и составил 148 миллиардов евро; чистая прибыль до вычета налогов составила 10,5 млрд. евро… Такие итоги года естественно привели к росту цен на акции DaimlerChrysler на Франкфуртской бирже.

А вот дальше дела пошли хуже. Значительно хуже!

Жесточайший экономический кризис, который сегодня переживает весь мир, американские автопроизводители почувствовали в самом начале нового века: объемы продаж автомобилей стали неумолимо сокращаться. А за сокращением продаж Chrysler в Америке мгновенно последовало падение курса акций. Если в декабре 99-го ценные бумаги DaimlerChrysler оценивались в 74,90 евро за акцию, то в ноябре 2000-го стоимость упала до 50,8 евро.

Вот так неожиданно перед юным и еще недавно таким перспективным объединением замаячила «проблема 2000»: в Старом Свете полным ходом шли продажи новейшего высокотехнологичного S-Klasse (в кузове W220), буквально с первого дня продаж ставшего лидером своего сегмента; «глазастый» E-Klasse только что прошел через операцию по «омоложению», а глава альянса Юрген Шремпп вынужден был признать, что американское подразделение совершенно однозначно требовало серьезных вложений - и 2000-й год компания завершит, не выполнив первоначальный план по прибыли. Постепенно, зарабатывая деньги для американского подразделения, немецкая сторона втянулась в своеобразную «гонку с тенью».

Тогда, в 2000-м, глава DaimlerChrysler Юрген Шремпп – да и весь совет директоров – все еще был уверен в том, что в 2001 году ситуацию удастся стабилизировать, 2002 год Chrysler закончит без убытков, а в 2003 году получит прибыль.

Спасать Chrysler отправили наиболее опытных и подготовленных. Возглавил группу менеджеров, прибывших в США, Дитер Цетше, которому Шремпп в 2000 году предложил стать президентом Chrysler Group.

Продолжение следует

Задатки чемпиона



Среди моделей, сходящих с конвейеров концерна Volkswagen, есть несколько таких, которые выпускались словно по принципу «лучше поздно, чем никогда». Компактный кроссовер Volkswagen Tiguan тоже можно отнести к таким новинкам: автомобили этого типоразмера уже давно пользуются бешеным спросом по всей Европе, но в штаб-квартире VW в Вольфсбурге словно не замечали этой тенденции…

Но едва появившись на рынке, Tiguan мгновенно прояснил ситуацию: похоже, специалисты Volkswagen с немецкой тщательностью разобрались с достоинствами и недостатками конкурентов, и лишь после этого решились запустить в производство свой компактный кроссовер.
Результат работы немцев в сотый раз заставляет задуматься: почему и для чего люди покупают тяжелые внедорожники с многолитровыми моторами? Ау, прогрессивное человечество, о чем ты думаешь, cжигая в цилиндрах своих автомобилей излишние литры бензина? Ведь давно понятно: чем быстрее автомобилисты станут следовать принципу разумной достаточности – тем лучше для всех, поскольку нефти с каждым днем на планете становится все меньше…
И пожалуйста, не нужно начинать спор в духе «на наших дорогах и с учетом менталитета большинства водителей только джип позволяет чувствовать себя спокойно и уверенно». Тестовый Tiguan своим примером доказал, что современный уровень европейского автопрома вполне позволяет наслаждаться ощущением достойной динамики и без шокирующе-бессмысленных цифр показателей объема/мощности/крутящего момента/разгона до 100 км/ч. В нашем случае очарование формируется посредством великолепно сбалансированной работы 2-литрового турбодизельного мотора о 140 «лошадках» и 6-ступенчатого «автомата». Паспортные 10,5 с до «сотни» - это время, за которое абстрактные 320 ньютон-метров, уходящих в асфальт, рождают настоящее водительское удовольствие. Да, мотор голосист, но в тембре его звучания нет прежнего «тракторного эха» - скорее, этот рокот напомнит вам о весьма умеренном расходе недешевого топлива.



Далее: классические аргументы габаритов «нормального» джипа и внушительной размерности резины, позволяющей не замечать даже крупные выбоины, оставим солидным господам того возраста, когда желание зажигать, шустрить и «сквозить» робеет перед дороговизной спокойствия и имиджа. Не поймите превратно, я никого не хочу обидеть: рано или поздно абсолютное большинство людей начинает ценить размеренность жизни и уверенность в завтрашнем дне. И вообще, надо признать, что взирать на дорожную суету из-за «штурвала» 2-3-тонного джипа – это отдельное удовольствие, его нужно хотя бы однажды прочувствовать на себе. Но все дело в том, Tiguan предоставляет возможность прочувствовать всю прелесть владения внедорожником, не растеряв при этом способности к активной езде. В этом и заключается подлинная универсальность авто класса SUV: вы маневрируете, абсолютно спокойно преодолеваете участки дороги с плохим покрытием, при необходимости нажимаете педаль газа до пола и получаете ожидаемое ускорение, а на парковке грузите в багажник пакеты с продуктами или поклажу посерьезней - и при всем этом не ощущаете себя явно стесненным в какой-либо из жизненно важных для автомобилиста дисциплин. Наоборот, все замечательно! И конечно, автомобиль покоряет традиционно высоким для VW уровнем проработки деталей: от эргономики до ездовых нюансов.

 




 



По дороге на тестовую площадку наш водитель-эксперт Евгений Казаков отметил, что новинка обладает очень хорошим соотношением плавности хода к управляемости: на далеко не идеальном городском асфальте подвеска и резина размерности 215/65 R16 экономит ваши нервные клетки, одновременно наполняя сердце радостью при прохождении поворотов и перестроениях. Вольксвагеновцам удалось наделить полуторатонную машину резвостью и покладистым характером, которые заставляют забыть об увеличенном дорожном просвете и, в общем-то, немаленьких размерах Tiguan. На движения руля машина реагирует так, словно это хэтч класса «В» с хорошо настроенным шасси! Кому-то такое сравнение покажется явным перебором, но я готов объясниться.
Перед тестом, заглядывая в технические характеристики, стараешься примерно представить себе, как поведет себя машина в предельных режимах езды. Безусловно, индивидуальное восприятие – штука крайне необъективная, но когда вешки расставлены и автомобиль начинает закладывать один вираж за другим так, что азарт берет - это что-то, да значит! У тестовой модели передняя подвеска – это стойки McPherson, пружины и стабилизатор поперечной устойчивости; сзади – многорычажная конструкция, пружины и все тот же стабилизатор. Все это «железо», сдобренное грамотным «софтом» электронной системы курсовой устойчивости, позволяет отлично чувствовать машину всегда и везде. Короткая змейка, сменивший ее длинный коридор, выполнение «лосиного» теста и переставки с возвращением на свою полосу заставили Евгения Казакова заинтересованно спросить представителя автосалона: «сколько стоит этот боец?».

 



Это было не праздное любопытство: для тех, кто живет за городом, покупка компактного кроссовера - не столько дань моде и имиджу, сколько удобство - это раз. Немаловажно и то, что новинку без тени сомнений можно рекомендовать своим знакомым– это два. Причем, автопредпочтения ваших друзей и товари;щей или их хобби не имеют особого значения: скорее всего, машина понравится абсолютному большинству. Пока не знаем, что из себя представляет бензиновая модификация 1.4 TSI (ее турбомотор развивает 150 л.с.), но опробованная нами модификация способна покорить как новоиспеченного автомобилиста, так и прожженного покорителя расстояний.
Потому что кроме замечательного шасси Tiguan - это настоящий Volkswagen-универсал. Если вы не совсем поняли, что имеется в виду, уточняю: вместительный, с хорошо подобранными качественными материалами отделки и очень… Дружелюбный, что ли… Словом, с ним так и тянет сорваться на выходные к морю – так, чтобы дружной компанией, с рюкзаками-палатками – и обязательно через пол-страны. Кстати, если подобные романтические настроения владелец Tiguan решит воплощать в реальность, расчетный расход горючего по трассе – порядка 6 л/100 км – его явно не огорчит.
А когда придет время укладывать вещи и размещаться в машине, то в адрес разработчиков интерьера будет сказано немало хорошего: ничто не дается так просто и не ценится так высоко, как внимание! Из наиболее запомнившихся мелочей, которые особо ценишь в повседневной эксплуатации, запомнилась удобная ниша для мобильника и кошелька на центральной консоли и держатель для ручки в бардачке. При такой заботе неудивительно, что более глобальные параметры удобства управления автомобилем тоже очень хороши: взаимное расположение руля, педалей, сиденья и рычага трансмиссии, размер и форма зеркал, общая обзорность – водитель останется доволен буквально всем. Несколько раздражает ядовитая подсветка экрана бортового компьютера, но на фоне общего эргономического уровня это воспринимается как мелкое недоразумение. Куда более существенны в повседневной эксплуатации такие вещи, как подстаканники в подлокотнике заднего сиденья (который, кстати, открывает доступ в багажник из салона); или, к примеру, регулировки, позволяющие задним пассажирам сесть максимально удобно – разделенное в пропорции 2/3, их сиденье можно передвигать в продольном направлении и регулировать угол наклона его спинки (это относится к каждой из частей «галерки»). Между прочим, для этого предусмотрены удобные тканевые петли, являющиеся оригинальной альтернативой привычным рычажкам.

 



Повышенное внимание у такого автомобиля будет уделяться практичности багажного отделения – и тут, пожалуй, мы сделаем замечание Tiguan: погрузочная высота могла бы быть меньше. Хотя, если учесть, что в 5-местном варианте планировки салона багажник не очень большой (его объем – 395 л; со сложенным задним сиденьем 1510 л), то среднего роста вполне хватит для того, чтобы согнувшись в поисках нужных вещей не испачкаться в дождливую погоду о нижнюю кромку дверного проема.
Наконец, внешность. С нее, по-хорошему, нужно было начать, но для того, чтобы искренне восхищаться экстерьером автомобиля, нужны основания. У Tiguan с этим все просто: хотите восторгаться – полистайте автомобильную прессу и найдите предмет воздыханий на свой вкус. А вот если вам нужен современный экономичный, вместительный автомобиль с классными ходовыми качествами, позволяющий без опаски выбираться на природу – тогда вы обратились по адресу. Короче, «вам нужны шашечки или вам нужно ехать?». Пожалуй, единственная зацепка для взгляда – это хитро-серьезный «прищур» фар. Говорят, биография и порода всегда отражаются в глазах. Взгляните «в глаза» Tiguan. Вы, конечно, узнаете их: обновленный в прошлом году Touareg смотрит на мир так же пристально. Можно ли желать более достойной «родни»? Таким образом, «на выходе» у нас очень перспективный новичок: двигатель, шасси и салон заслуживают уважительной похвалы, при этом внешне машина не старается бросаться в глаза. Силен, умен и скромен – чем не будущий чемпион?

P.S. Тест-драйв Volkswagen Tiguan 2.0 TDi проведен летом 2008 года во время моей работы для еженедельника АвтоПремьер.

Краткие технические характеристики Volkswagen Tiguan 2.0 TDi:
Двигатель – дизельный, с турбонаддувом и системой впрыска «насос-форсунка», рядный, 4-цилиндровый
объем – 1968
мощность – 140 л.с. при 4000 об/мин
крутящий момент – 320 Нм при 1750 об/мин
Трансмиссия –6-ступенчатая автоматическая КПП, полный привод
Снаряженная масса – 1604 кг
Дорожный просвет – 200 мм
Расход топлива (паспортные данные):
- в городском режиме езды – 8.8 л/100 км
- в загородном режиме езды – 5.8 л/100 км
Объем топливного бака – 64 л

понедельник, 21 сентября 2009 г.

Правь, Британия! Часть I (Франкфурт-2009)



На МедиаПорте появился первый материал из серии, посвященной новинкам Франкфурта-2009.
В этом очерке речь идет об "английской" составляющей экспозиции автосалона.
Главный герой - Aston Martin Rapid:
http://www.mediaport.ua/news/world/66219

пятница, 18 сентября 2009 г.

PRIME Yalta Rally - 2009.Официальные итоги ралли




Не хотелось возмущаться до публикации официальных итогов ялтинской гонки - но теперь уж прошу прощения.

Вчера официальный интернет-источник гонки - yaltarally.com - опубликовал окончательные результаты крымских баталий.

Черт знает что!

Почему при публикации результатов того же австралийского этапа мирового раллийного первенства никто и не думает делать секрет из личности штурмана? И почему на официальном сайте PRIME Yalta Rally, даже приложив некоторые усилия, мне не удалось обнаружить имена тех, кто вел пилотов по трассе? Ведь не секрет, что раллийный экипаж немыслим без штурмана!

Я приложил еще немного усилий - и теперь исправляю эту несправедливость:

- первым в ялтинской гонке стал экипаж Александра Салюка-мл. и Адриана Афтаназива (Mitsubishi Lancer, бортовой №3)

- второе место заняли украинские гонщики Юрий Шаповалов и Кирилл Несвит (Mitsubishi Lancer, бортовой №2).

- третьим стал украинско-турецкий экипаж в составе Антона Кузьменко и Эйтана Халфона (Subaru Impreza, бортовой №17).